"ЗВУКИ.РУ"
20.07.2004

А-лена Вислякова
Фото: А-лена Вислякова

Шевчук доломает Эрмитаж

14-го июля в Санкт-Петербурге постановкой в Эрмитажном театре оперы, одного из выдающихся композиторов конца XVIII века Джузеппе Сарти "Армида и Ринальдо", написанной и поставленной по велению Екатерины II, премьера которой состоялась на той же сцене аж в феврале 1786 года, открылся IV Международный фестиваль "Музыка Большого Эрмитажа". 21-го июля зрителей ждет музыкально-театральное действо "Эпизод из жизни артиста", в основу которого положена "Фантастическая симфония" Гектора Берлиоза и повесть Гоголя "Невский проспект", которая будет звучать в исполнении Сергея Маковецкого. Но, наверное, самое большое внимание привлекает у всех афиша заключительного дня фестиваля, 23-го июля, гласящая: "Юрий Шевчук и Дина Корзун в музыкальной мистерии "Древо жизни" на музыку и стихи классиков ХХ века". Сразу после пресс-конференции, проходившей в Эрмитажном театре, мне удалось расспросить автора идеи и художественного руководителя фестиваля — Сергея Николаевича Евтушенко, к тому же, еще и генерального менеджера оркестра Государственного Эрмитажа, директора Благотворительного Фонда "Эрмитажной Академии Музыки". Конечно, мы говорили с ним и об истории его оркестра, и об истории возникновения самого фестиваля, но я приведу лишь ту часть беседы, что может быть интересна более широкому кругу читателей.

Звуки.Ru: Ваш фестиваль проходит уже в четвертый раз, но, по-моему, существовали какие-то запреты на проведение концертов возле Эрмитажа?

Сергей Евтушенко: Да, был запрет на проведение концертов на Дворцовой площади. Речь идет, в первую очередь, о концертах рок-музыки, поскольку их традиции предполагают очень сильные акустические установки с огромным количеством децибел — я не техник, не очень в этом разбираюсь, честно говоря. В первую очередь, причиной этого является то, что весь Эрмитаж находится под сигнализацией. Даже когда стреляет пушка в Петропавловской крепости, то срабатывает сигнализация как у машин, которые стоят возле музея, так и сигнализация на окнах самого Эрмитажа. Ну, к этому уже привыкли, а вот что касается уровня децибел, то тут действительно происходит серьезная вибрация. Когда мы начали играть первые концерты внутри Эрмитажа, то они вызывали сильное негативное отношение со стороны хранителей музея, вплоть до того, что они писали гневные письма Пиотровскому о том, что музыка вредит покрытию картин. Но, знаете, картины от классической музыки не стали хуже, как и от большого скопления людей, — они портятся, скорее, от перепадов температуры и влажности в залах. Тут нельзя не сказать о Поле Маккартни, которого я бесконечно люблю и уважаю, и с которым я пытался наладить связь в прошлом году с тем, чтобы пригласить его сделать концерт в нашем Большом дворе... Это была идея сделать эксклюзивный концерт для полутора тысяч людей, потом провести благотворительный ужин в Эрмитаже, и Пиотровский поддержал эту идею, кстати. Но, видимо, мои связи оказались гораздо более скромными, и вопрос решался на уровне Москвы, Кремля, Президента — в итоге, получился обычный рок-концерт на Дворцовой площади.

Звуки.Ru: Я слышала, что все-таки ущерб Эрмитажу был нанесен?

Сергей Евтушенко: Да, к сожалению. Дело в том, что на репетиции включили предельную мощность, и я даже сам испугался! Между прочим, я в тот момент находился в районе Марсова поля и услышал, как начали репетицию на Дворцовой. Я тут же представил себе: если динамики расположены выходом в сторону Исаакиевской площади, а я слышу все в противоположной стороне, то что же творится на Дворцовой? И действительно, люди, которые сидели в главном штабе, потом сказали, что в некоторых местах даже начала сыпаться штукатурка! Дрожали стены, стекла и, соответственно, была большая вибрация со стороны Зимнего Дворца и Малого Эрмитажа, выходящего окнами на Дворцовую площадь. Так что, в основном, возмущение и недовольство, даже удивление было именно по этому поводу, поскольку в технических характеристиках о такой репетиции не было сказано ни слова. Элементарно обманули! На концерте, конечно, мощность была уже меньше, но достаточно было и этих 10-15 минут репетиции на полную, чтобы доказать, что все должно быть согласовано, и не надо никого обманывать. Рок-музыка — есть рок-музыка, но Дворцовая площадь одна, и Эрмитаж один в мире!

Звуки.Ru: То есть рокеры зря обижались в прошлом году на то, что им не разрешили проведение фестиваля на Дворцовой? Сергей Евтушенко: Конечно, какие могут быть обиды? Дворцовая площадь прекрасна, особенно после ремонта, после 300-летия Санкт-Петербурга! Я, например, выходя на нее, всегда восхищаюсь потрясающей красотой этого ансамбля и, конечно же, хочется это сохранить. Я понимаю людей, которые хотят привлекать публику в это место, но надо найти какой-то компромисс, особый жанр, который позволит это сделать

Звуки.Ru: Видимо, ваш фестиваль как раз и пытается найти это решение? Поэтому Вы пригласили Юрия Шевчука принять участие в фестивале? Сергей Евтушенко: Да, идея своеобразного синтетического жанра, который бы соединял в себе и академизм, и привлекательность для людей, которые не очень любят академичные жанры, родилась у нас, устроителей фестиваля. Мы решили попробовать сделать такой концерт, поэтому и пригласили Юрия Шевчука выступить не в качестве рок-музыканта, а в качестве личности, в качестве лидера целого поколения людей. Так или иначе, люди искусства, если они обладают огромной харизмой, талантом, душевной теплотой, энергией, жаждой жить и дарить радость — они ведут за собой людей. Не использовать это — глупо! Разделять искусство "для плохих" и "для хороших", разделять его на рок, на классику или на поп-музыку — это полная ерунда, на мой взгляд! Я сам композитор, я писал серьезную музыку, писал песни, музыку для кино, в частности, для последнего фильма Сокурова "Русский ковчег", я владею разными жанрами — я могу играть на рояле и джаз, и Моцарта, и Баха, и Пахмутову, обожаю песни Юры Шевчука, люблю Beatles, Дэвида Бирна, Фредди Меркьюри — люблю все, что талантливо! Поэтому разделять людей, создавать какие-то партии любителей классической музыки или рок-музыки — я считаю это обманом, использованием какой-то ограниченности людей. Поэтому мне хочется, чтобы рок-фанаты ходили в Эрмитажный театр слушать оперу, а те, кто любят Моцарта, пришли на наш вечер и послушали, как прекрасно читает стихи Юрий Шевчук.

Звуки.Ru: Как составлялась программа выступления? Кто подбирал стихи и музыку для композиции?

Сергей Евтушенко: Вообще, это коллективное творчество, поскольку я человек команды. Идея возникла почти случайно — сначала мы планировали проект "Времена года", но потом поняли, что музыка 18 и 19 веков не стыкуется друг с другом, и вдруг, когда уже оставалось три месяца, а у нас — ничего, все смотрели на меня с надеждой, я всех успокоил и попросил один день. В течение этого дня придумалась эта концепция под названием "Древо жизни", а дальше я начинаю заниматься компиляцией: сканирую свою память музыканта и композитора, выбираю оттуда произведения, которые, на мой взгляд, стыкуются друг с другом и создаю некий музыкальный коллаж из произведений Стравинского, Прокофьева, Баха, Сметаны, Айвса, делаю кустарную обработку и пишу все это на магнитофон. После этого я отдаю все это нашему режиссеру Денису Рубину и объясняю идею: древо жизни, Адам и Ева лишаются Божественной любви, приходят на Землю, попадаю во время и пространство, в мир материи, дальше начинается их жизнь, смысл которой, в итоге, сводится к любви, спасающей мир и так далее... Такая эклектичная философская идея, которая в себя вмещает и христианскую религию, и индуистскую, и буддизм — все на свете! Получается такая музыкально-литературная притча, для которой Денис нашел некоторые стихи, потом наш продюсер Мария Мусиенко принесла еще какие-то стихотворения, музыку выбирал я, а потом мы все вместе всю эту "кашу сварили", "разложили по тарелочкам" и предложили Юре и Дине Корзун. Причем когда я начинал это читать сам для наших ребят в качестве эксперимента, то всем очень понравилось. Получается такой неожиданный ход — впервые этот жанр литературно-драматической композиции, который уже канул в Лету на радио, и который я очень любил в детстве и юности слушать и всегда завидовал тем, кто их делал, будет показан вживую.

Звуки.Ru: А чьи стихи будут исполнены?

Сергей Евтушенко: Тарковского, Мандельштама, Хименеса, Северянина, Иванова...
Кстати, выбранная мною музыка широко не известна — это не концерт Чайковского, не симфонии Брамса, не "Пиковая дама" и не "Кармен". Это скрипичный концерт Прокофьева, скрипичный концерт Стравинского, который будет исполнять молодой скрипач Сергей Малов. Единственное знакомое произведение — это "Кармина Бурана" Карла Орффа, которой все начнется — это единственная музыка, которая "берет за грудки" и не отпускает, пока они не закончится! Когда Юра ее послушал, то сказал, что это музыка из фильмов про вампиров. Конечно, отчасти он прав, потому что этих "кармин буран" у американском кинематографе, начиная с "Омена", можно уже штук двести насчитать, но у нас будет звучать именно оригинал! "Кармина Бурана" Орффа — первая из всех, она держит внимание, она создает ощущение уровня древнегреческой трагедии, а Юрий привносит человечность. То есть музыка создает ощущение некой академической проповеди, что ли, и стихи тоже великие — у нас в подзаголовке так и написано "на музыку и стихи классиков ХХ века".

Звуки.Ru: Как Вы думаете, много ли придет на этот вечер фанатов ДДТ?

Сергей Евтушенко: Не знаю, но дело в том, что мы сознательно везде анонсировали, что он будет читать стихи, выступит в неожиданном для публики (для себя, конечно, абсолютно естественном) амплуа. Может быть, кому-то это покажется скучным, они решат, что их надули — те, кто невнимательно слушает рекламу и думает, что он будет петь. Возможно, он будет петь... Но, как сказал Михаил Борисович Пиотровский, "Сергей, конечно, Юра — это замечательно, это прекрасная идея, но если он будет петь, то, пожалуйста, тихо!" (смеется)

Звуки.Ru: Здесь Вы преследуете, как мне кажется, две цели. А что для Вас важнее — привлечь внимание молодых к классике или дать возможность старому рокеру проявить себя в ином качестве?

Сергей Евтушенко: Я уже многие годы работаю как бизнесмен, многое усвоил и понял, в чем часто главная ошибка наших бизнесменов — я сначала изучаю спрос, а потом уже иду с предложением. Я никогда не буду предлагать ничего людям, если знаю, что они не заинтересованы во мне! Когда мы начали делать проекты в Эрмитаже, благодаря участию, вниманию и поддержке Эрмитажа, то я понял, что мы стали его частью, стали его подразделением, стали работать совместно на имя Эрмитажа. Я почувствовал не только ответственность, но и гордость за то, что я уполномочен представлять Эрмитаж в виде музыкальных проектов. Когда я звоню или прихожу к людям, то я предлагаю им не себя, а предлагаю сотрудничество с одним из крупнейших музеев мира! И такое сотрудничество хочется предлагать людям, которые понимают уровень этого имени, понимают его значение. К сожалению, помощники Пола Маккартни не смогли донести до него значение моего предложения! Я ему предлагал быть партнером Государственного Эрмитажа для того, чтобы участвовать в долголетней программе по организации благотворительных акций на поддержку возрождения музыкальной культуры Петербурга, и в частности, классической музыкальной культуры и традиций Эрмитажа. К сожалению, те люди из окружения Пола даже не поняли, что такое Эрмитаж, не знали, что такое Зимний Дворец и Эрмитажный театр. Я предлагаю сотрудничество тем, кто знает, что это такое, кто относится с трепетом и к русской истории, и к русской культуре, и не только к русской, которая широко представлена здесь — это творения французских, итальянских, немецких, английских мастеров. Это наше достояние, наша гордость, тем не менее, поэтому я не разделяю никого на русских и нерусских — это петербуржская культура, можно так сказать! Это культура интеграции России в европейскую культуру — и вот те, кто понимает значение Эрмитажа, они не то что радуются, а даже трепещут от осознания этого. Когда я почувствовал у Юрия это ощущение, возник азарт, возникло желание изменить что-то в себе, желание участвовать в этом, желание повернуться к публике какой-то другой гранью своего таланта. Нам хочется окружить себя людьми, для которых Эрмитаж является не просто любовью, а является символом поворота в новую сторону, символом возможности свободного творчества и открытия каких-то неожиданных свойств своей личности и реализации себя, потому что реализация себя — это самое главное счастье в жизни! Если Эрмитаж кому-то поможет реализовать себя и принесет кому-то еще немножко радости — в этом и есть наша главная задача.

Звуки.Ru: А насколько возможна такая постановка на стихи и музыку самого Шевчука в будущем?

Сергей Евтушенко: Ой, не знаю. Есть у меня всякие задумки, но к нему я пока не обращался. Я не люблю торопиться, мой принцип — поспешай медленно! Мы все люди творческие, и мы должны с уважением относиться к творчеству другого. Я придумываю проект, разворачиваю какие-то планы, но ведь и у него тоже есть свои проекты, свое видение. Я бы очень хотел, чтобы он был нашим партнером и дальше! Но давить на него, использовать его, эксплуатировать — это очень опасно... Конечно, мы позвали его, прекрасно понимая его популярность, но, с другой стороны, зачем приглашать непопулярного? Вообще, я счастливый человек, потому что мне выпал такой шанс в жизни, что я могу сделать свою музыкальную композицию, имея оркестр, имея двор, имея продюсера и имея еще в роли исполнителя Юрия Шевчука. Я рад, что наша работа, наш творческий поиск в этом году увенчался таким интересным жанром!


© 1996-2022 Мир ДДТ