|
Юрий Шевчук: "У меня есть любимые молитвы"
- Мы знаем твою музыку, песни, а вот тебя, как личность - не
очень знаем. Расскажи немного о своих корнях: кто ты,
откуда?
- Родился я в прошлом веке, в поселке Ягодном Магаданской
области. На Колыме, короче. Потом мы жили на Кавказе, в Нальчике,
потом в Уфе. - А родители твои кто?
- У меня дед Акрам Кореев и бабка Талига - они такие настоящие
мусульмане. Мой прадед был мулла. Мама моя Фаина Акрамовна Гариева
(девичья фамилия), но она православная. А отец у меня, Шевчук - он
украинец, он вообще из казаков. Ну, я сам принял православие.
- А как же ты выбрал такую веру? - Ну, каждый
выбирает...
- Скажи, а ты посещаешь какой-нибудь храм или церковь?
- Ну конечно. Хотя хотелось бы чаще. Я молюсь - утром и вечером.
Обязательно. Я привык читать молитвы... -
Молитвы непроизвольные?
- Нет. У меня молитвослов. И у меня есть любимые молитвы. -
Какие?
- "Отче наш" и молитва Божьей Матери. Они очень музыкальные.
- Не хотел бы написать на эти тексты музыку?
- Ну, столько на "Отче наш" уже написано музыки! Я мирской
человек. Я не считаю возможным петь на духовные темы. Я вообще не
люблю, когда рок-музыканты перепевают Евангелие. Ведь молитвы,
псалмы уже написаны, они такие великие... и я считаю, что музыка к
ним - это уже лишнее.
- С другой стороны, ты один из немногих рок-звезд, кто
все-таки публично исповедует веру в Бога. Многие
стесняются...
- Знаешь, в разных городах страны у меня происходят встречи с
очень хорошими людьми, уездной интеллигенцией, бывают очень большие
эфиры. И если я как бы себя контролирую в Москве и в Питере - то там
я по-простому говорю. Говорю и на тему веры. Очень много вопросов.
Жажда общения у людей просто колоссальная. Иногда прямой эфир по 3-4
часа идет, и это ужас, конечно. Ну, а с другой стороны, людям
интересно. Мы говорим о вере - ну, так... деликатно.
- Вообще, вот сейчас какое у тебя ощущение - чего людям
все-таки не хватает?
- Людям?.. Денег. И совести. Не хватает многого, как и
всегда...
- Может быть, еще какого-то успокоения?
- Я бы так вообще не сказал - успокоения. Не хватает того же,
чего не хватало и нашим предкам. Почему до сих пор происходят войны,
почему вся эта, говоря откровенным таким языком, лажа происходит?
Ну, просто нас проверяет Господь, мне кажется. Нас войной проверяет
и миром, а сейчас многих моих коллег и меня деньгами проверяет.
Каждое поколение проходит проверку. Сколько бы я сыну своему ни
говорил: не воюйте, не воюйте - они все равно будут воевать. Они
пройдут это горнило. И потому я философски смотрю на вещи, каждое
поколение проверяется: и лихолетьем, и горем, или - жирной,
счастливой жизнью (тоже проверка очень нехилая).
- Ты для себя вот, Юра, сам-то решил: в чем смысл
жизни?
- Спасение души - это не я сказал, но у меня это просто вырублено
как бы и здесь, и здесь... Это естественно для меня.
- Скажи, а откуда ты черпаешь вдохновение - оно к тебе
приходит свыше?
- Да, осень и весна - это такое чудо! Я вот сейчас песню новую
репетирую:
Покажи им чудо, Господи, - злую
осень! Дай хоть на секунду Испытать святую милость, Снег,
вчера упавший, расспросить про небеса.
Что бы ни
угасло, ни погибло, ни случилось - Слышать доносящиеся с
неба голоса.
И догнать бредущую в беспамятстве
дорогу, И вернуть на место Землю, как заведено.
Покажи
им чудо, чтобы видно было многим, Как перевоплощается в
Кровь Твое вино!
- Да это же и есть духовная
песня!
- Это одна из последних песен, она о творчестве, о вере. Покажи
мне, Господи... как бы дай мне испытать Твою безжалостную милость.
Вот это все - совесть... Вот отсюда творчество начинается. И это
песня о творчестве - кстати, хорошая песня вырисовывается, мы
сегодня ее репетировали. - Потом какое-то очищение
происходит?
- Да. Как раньше монахи иконы писали - много они постились перед
этим, молились. Все не просто так. Прокаженных лечили краской для
икон. Обмазывали прокаженных, и люди исцелялись.
Представляешь? - Ну, это чудо!
- Это чудо, просто вот - именно намоленной этой краской Андрей
Рублев, Феофан Грек - мазали прокаженных. Лечили проказу, телесные
язвы. Очень интересно.
- Человек наблюдательный - он во всем видит Божью
руку!
- Зрение отточить, конечно, для художника важно, чтоб это чудо
видеть. Чудеса - это ведь не Диснейлэнд. Я вот был в ноябре в
Лас-Вегасе - ну, не в Лас-Вегасе - в Невадском университете. Там
проходил семинар по русскому авангардному искусству ХХ века.
Собрались очень интересные люди, какие-то философы. Я прогулялся по
Лас-Вегасу - знаешь, такой "рай", построенный на земле - ну, все
переливается там, какие-то дороги безумные, подземные: хочешь -
летай, хочешь - плыви... Представляешь, гостиницу новую построили,
называется она "Венеция", так там на 2-м, на 3-м, на 4-м этаже -
везде каналы. То есть ты из номера садишься в гондолу и плывешь по
каналу! И была у нас там экскурсия - часа четыре, мы ехали до
Великого Каньона. И я увидел эту красоту - Богом созданную. И,
конечно, этот Лас-Вегас весь - он, знаешь, вот как бычок от папиросы
просто - ну, какая-то... фигня, все это величие построено на тщетной
суете. Я порадовался, что я это увидел. И тому, что я сохранил в
данный момент хорошее зрение. Это радует. А иногда этого не видишь,
понимаешь: с тобой не в порядке что-то.
- Ну, а люди там, допустим, отличаются от наших?
- Отдельная история. Когда я приезжаю на Запад, я больше думаю о
России. В прошлом году я был в Косово и видел, как снимало ОРТ
взорванные монастыри, храмы. Я думал: а мы-то в 30-х сколько
взорвали? Тысячи! Причем, сами же мужики крещеные - взрывали.
- Это тоже какое-то наказание, проклятие за то, что отвергали
Бога. Народ-то в целом тоже должен покаяться. - Да, но мы не
готовы.
- Не готовы. А вот как тебе новый гимн, что ты о нем
думаешь?
- Ну, я там нового ничего не услышал. Конечно, символика очень
много значит. Но с другой стороны, поторопились с этим гимном. Я не
верю вот в такого рода примирение, где немножко капитализма,
немножко социализма, немножко анархии, немножко там французского
сюртука, немножко там китайских ботинок. Из этого невозможно сшить
новую Россию, мне кажется.
- Вообще вот у тебя есть видение того, что будет происходить в
ближайшее время? Поэты - они же все-таки пророки отчасти,
да? - Не знаю... пророки.
- Достоевский - он предсказал намного вперед то, что
произойдет.
- Он ведь это предсказал не в болтовне, не в разговоре на кухне.
Мне кажется, если поэт и может быть пророком, то только находясь не
в состоянии беседы... Поэт может быть пророком в одиночестве, скорее
всего, в одиночестве, в размышлениях, когда он пишет, когда у него
что-то на душе...
| |