|
Денис Ступников
Отрывок из диссертации на тему "Традиционная и авторская символика в современной поэзии" (Юрий Кузнецов и рок-поэты)
|
|
СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ В ТВОРЧЕСТВЕ Ю.ШЕВЧУКА.
(Заметки к теме)
Случаи, когда какой-либо рок-поэт значительное время разрабатывает
символику одного и того же числа, не так уж часты. Уникальным
примером такой многолетней разработки стала концепция ноля,
принадлежащая лидеру группы "ДДТ" Ю. Шевчуку - своеобразным итогом
которой стала программа "Мир Номер Ноль". Сам Шевчук охотно разъясняет
суть этого многозначительного символа: "Мир Номер Ноль - это мир,
из которого мы пришли и куда вернемся. Может, это... начало начал,
рай. А может - Ничто, дырка от бублика. Кто знает?"
("Я -молодой", 24-25/98).
На начальном этапе творчества Шевчук склонялся скорее ко второму
толкованию. Это очень хорошо видно по песне "Конвейер или Брейк-дэнс
по-русски" (альбом "Я получил эту роль", 1988):
Я сверлю 103-ю дырку,
Мне еще полдня пахать.
<...>
1240 дырок
Просверлил за смену я.
Задохнется Общий рынок
В дырке нашего нуля.
Сатирический эффект достигается столкновением нескольких
взаимоисключающих смыслов: по количеству нулей наши показатели
превосходят цифры конкурентов, но это фикция, существующая лишь
на бумаге (что подчеркнуто вопиющей несоразмерностью приведенных
цифр). В то же время именно перед этой алогичностью Российского
бытия и пасуют конкуренты из Общего рынка.
Несравненно более возвышенный смысл ноль обретает в позднейшем
стихотворении "Уровни" (альбом "Рожденный в СССР"). В нем отразилось
увлечение автора философией Платона; так, своеобразно преломлена
платоновская мифологема о нисхождении человеческих душ с неба - с
тем, чтобы когда-то вернуться:
Зачем жизнь?
Зачем смерть?
Зачем мы -
Эти вечные песочные часы
Без притяжения?
Вслед за Платоном Шевчук утверждает, что мир - это некая божественная
сущность, вернее, часть божественной сущности, претворенная и
получившая некую внутреннюю иерархию:
Уровни жизни,
Уровни быта -
Бесконечная многоэтажка вселенной.
Секс да икона,
Грязь да корона.
<...>
Жизнь, болтающая со смертью.
Напряжение между двумя полюсами так сильно, что автор взывает к силе,
которая их бы примирила, даже ценой взаимоуничтожения:
А где ноль,
Где ноль-горизонт,
Где ноль - сумма воль,
Где этот вечный поцелуй земли и неба?
Этот ноль, как отметил Шевчук в одном из интервью, - мир платоновско-
бердяевских идей, содержащих в себе вечные прообразы всего сущего.
Числовой эквивалент этому состоянию подобран довольно удачно (по словам
нумеролога Оларда Диксона, ноль - это "вечная первозданная пустота с
принципом зарождения всех вещей", - хотя и не совпадает полностью с
трактовкой нуля у Платона. Шевчук имеет в виду идеи, пребывающие в
запредельном покое; Платон же нулевым состоянием материи называет
способность идей к оформлению, творческий импульс, ведущий к возникновению
материального мира. У Платона ноль ассоциируется со входом в земное бытие,
у Шевчука - с выходом из него (выход - лейтмотив заглавной композиции
альбома "Мир Номер Ноль".
Торжество же сугубо плотского, дьявольского начала у Шевчука связано со
"звериным числом". Об этом - песня "Мертвый город. Рождество" (альбом
"Рожденный в СССР"), возвращающая зрителя к совсем недавним событиям -
бомбардировке Грозного в январе 1995 года:
Рождество наступило,
В подвале темно.
Сколько душ погубило
Напротив окно.
Я забыл, что в природе
Еще что-то есть.
Шестого приняли роды
Без шести минут шесть.
Роды, как метафора падающих из недр самолета бомб - за счет соединения
со звериным числом обрастают символическими наслоениями. Появление на
свет Антихриста, извечного подражателя Бога, передано через
искаженные реалии рождества Христова. Родившийся шестого (а не
седьмого) - ущербный, неправильный. Значение преждевременности
подчеркнуто и выражением "без шести минут шесть" - ведь, по
некоторым богословским источникам, Христос родился ровно в шесть
часов утра. Переосмыслены и другие детали: вместо хлева - темный
подвал, вместо благословляющего света Вифлеемской звезды
- снайперский выстрел из окна и все те же падающие бомбы:
"контуженные звезды новый жгут Вифлеем".
Все так чудовищно спуталось, что и сам Бог не разберется:
Потерялись и бродят
Между стен небеса.
Еще страшнее блуждания душевные:
Долго брел в темноте я без мира и сна.
В пустоте суета подгоняла кнутом.
("Четыре окна", альбом "Это все...",1995).
Потеря земных ориентиров передана здесь нагнетанием абстрактных
понятий, воспринятых как живые существа. Но этой призрачности Шевчук
противопоставляет некие архетипические константы - которые можно
ассоциировать с основательным крестьянским бытом:
Но судьба подарила четыре окна,
Привела меня даль в этот дом,
Где подруга-трава расстелила постель,
А чернявая ночь подложила луну...
Дом где-то на краю бытия, открытый всем ветрам - не аналог ли это
разбойничьего вертепа из широко известного цикла В. Высоцкого "Очи
черные" (цикл очень любим Шевчуком, а "Дом" он даже исполнил на диске
памяти Высоцкого "Странные скачки"), только для шевчуковского дома
крайне важно, что окон - именно четыре, это знак одухотворенности,
открытости благим влияниям:
В твои четыре окна кричит вьюга,
В твои четыре окна летит лето,
В четыре окна поет осень,
Твои четыре окна разбила птица-весна,
В твой четыре окна смотрю я...
Из сопоставления четырех окон с четырьмя временами года можно
заключить, что четверка у Шевчука выражает полноту и гармоничность
существования человека, включенного не только в земное пространство,
но и в реальный ход времени.
Полное же завершение жизненного цикла человека связано у Шевчука с
числом семь:
И в этой вечной осени
Сидим с тобой, два голых тополя,
А смерть считает до семи
И утирает сопли нам.
Семь - это прежде всего созревание, последовательный переход в
инобытие; и только перед лицом самой смерти мы все остаемся
незрелыми, вечно сопливыми.
| |