Денис Ступников
Отрывок из диссертации на тему
"Традиционная и авторская символика
в современной поэзии"
(Юрий Кузнецов и рок-поэты)

СИМВОЛИКА ЧИСЕЛ В ТВОРЧЕСТВЕ Ю.ШЕВЧУКА.

(Заметки к теме)

Случаи, когда какой-либо рок-поэт значительное время разрабатывает символику одного и того же числа, не так уж часты. Уникальным примером такой многолетней разработки стала концепция ноля, принадлежащая лидеру группы "ДДТ" Ю. Шевчуку - своеобразным итогом которой стала программа "Мир Номер Ноль". Сам Шевчук охотно разъясняет суть этого многозначительного символа: "Мир Номер Ноль - это мир, из которого мы пришли и куда вернемся. Может, это... начало начал, рай. А может - Ничто, дырка от бублика. Кто знает?" ("Я -молодой", 24-25/98).

На начальном этапе творчества Шевчук склонялся скорее ко второму толкованию. Это очень хорошо видно по песне "Конвейер или Брейк-дэнс по-русски" (альбом "Я получил эту роль", 1988):

Я сверлю 103-ю дырку,
Мне еще полдня пахать.
<...>
1240 дырок
Просверлил за смену я.
Задохнется Общий рынок
В дырке нашего нуля.

Сатирический эффект достигается столкновением нескольких взаимоисключающих смыслов: по количеству нулей наши показатели превосходят цифры конкурентов, но это фикция, существующая лишь на бумаге (что подчеркнуто вопиющей несоразмерностью приведенных цифр). В то же время именно перед этой алогичностью Российского бытия и пасуют конкуренты из Общего рынка.

Несравненно более возвышенный смысл ноль обретает в позднейшем стихотворении "Уровни" (альбом "Рожденный в СССР"). В нем отразилось увлечение автора философией Платона; так, своеобразно преломлена платоновская мифологема о нисхождении человеческих душ с неба - с тем, чтобы когда-то вернуться:

Зачем жизнь?
Зачем смерть?
Зачем мы -
Эти вечные песочные часы
Без притяжения?

Вслед за Платоном Шевчук утверждает, что мир - это некая божественная сущность, вернее, часть божественной сущности, претворенная и получившая некую внутреннюю иерархию:

Уровни жизни,
Уровни быта -
Бесконечная многоэтажка вселенной.
Секс да икона,
Грязь да корона.
<...>

Жизнь, болтающая со смертью. Напряжение между двумя полюсами так сильно, что автор взывает к силе, которая их бы примирила, даже ценой взаимоуничтожения:

А где ноль,
Где ноль-горизонт,
Где ноль - сумма воль,
Где этот вечный поцелуй земли и неба?

Этот ноль, как отметил Шевчук в одном из интервью, - мир платоновско- бердяевских идей, содержащих в себе вечные прообразы всего сущего. Числовой эквивалент этому состоянию подобран довольно удачно (по словам нумеролога Оларда Диксона, ноль - это "вечная первозданная пустота с принципом зарождения всех вещей", - хотя и не совпадает полностью с трактовкой нуля у Платона. Шевчук имеет в виду идеи, пребывающие в запредельном покое; Платон же нулевым состоянием материи называет способность идей к оформлению, творческий импульс, ведущий к возникновению материального мира. У Платона ноль ассоциируется со входом в земное бытие, у Шевчука - с выходом из него (выход - лейтмотив заглавной композиции альбома "Мир Номер Ноль".

Торжество же сугубо плотского, дьявольского начала у Шевчука связано со "звериным числом". Об этом - песня "Мертвый город. Рождество" (альбом "Рожденный в СССР"), возвращающая зрителя к совсем недавним событиям - бомбардировке Грозного в январе 1995 года:

Рождество наступило,
В подвале темно.
Сколько душ погубило
Напротив окно.
Я забыл, что в природе
Еще что-то есть.
Шестого приняли роды
Без шести минут шесть.

Роды, как метафора падающих из недр самолета бомб - за счет соединения со звериным числом обрастают символическими наслоениями. Появление на свет Антихриста, извечного подражателя Бога, передано через искаженные реалии рождества Христова. Родившийся шестого (а не седьмого) - ущербный, неправильный. Значение преждевременности подчеркнуто и выражением "без шести минут шесть" - ведь, по некоторым богословским источникам, Христос родился ровно в шесть часов утра. Переосмыслены и другие детали: вместо хлева - темный подвал, вместо благословляющего света Вифлеемской звезды - снайперский выстрел из окна и все те же падающие бомбы:

"контуженные звезды новый жгут Вифлеем".

Все так чудовищно спуталось, что и сам Бог не разберется:

Потерялись и бродят
Между стен небеса.

Еще страшнее блуждания душевные:

Долго брел в темноте я без мира и сна.
В пустоте суета подгоняла кнутом.
                    ("Четыре окна", альбом "Это все...",1995).

Потеря земных ориентиров передана здесь нагнетанием абстрактных понятий, воспринятых как живые существа. Но этой призрачности Шевчук противопоставляет некие архетипические константы - которые можно ассоциировать с основательным крестьянским бытом:

Но судьба подарила четыре окна,
Привела меня даль в этот дом,
Где подруга-трава расстелила постель,
А чернявая ночь подложила луну...

Дом где-то на краю бытия, открытый всем ветрам - не аналог ли это разбойничьего вертепа из широко известного цикла В. Высоцкого "Очи черные" (цикл очень любим Шевчуком, а "Дом" он даже исполнил на диске памяти Высоцкого "Странные скачки"), только для шевчуковского дома крайне важно, что окон - именно четыре, это знак одухотворенности, открытости благим влияниям:

В твои четыре окна кричит вьюга,
В твои четыре окна летит лето,
В четыре окна поет осень,
Твои четыре окна разбила птица-весна,
В твой четыре окна смотрю я...

Из сопоставления четырех окон с четырьмя временами года можно заключить, что четверка у Шевчука выражает полноту и гармоничность существования человека, включенного не только в земное пространство, но и в реальный ход времени.

Полное же завершение жизненного цикла человека связано у Шевчука с числом семь:

И в этой вечной осени
Сидим с тобой, два голых тополя,
А смерть считает до семи
И утирает сопли нам.

Семь - это прежде всего созревание, последовательный переход в инобытие; и только перед лицом самой смерти мы все остаемся незрелыми, вечно сопливыми.


© 1996-2022 Мир ДДТ