"Известия" (Известия.РУ)
29.07.01

ЮРИЙ ШЕВЧУК: "НЕ ПОНИМАЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ЛАСТАМИ ПОД ВРЕМЯ ГРЕБУТ"

 

Юрий Шевчук (фото: www.ddt.ru) Фестиваль "Нашествие" проводится уже второй год подряд. Второй год на стадион подмосковного города Раменское выходят молодые по преимуществу команды, большая часть из которых никому не известна, и два дня, с утра и до вечера, развлекают публику своими песнями. Второй год организаторы волнуются, потому что в "Нашествии" участвуют еще и звезды. В прошлом году организаторы опасались за Земфиру: вдруг откажется выступать, пропадет, исчезнет. В этом году волнений еще больше: в фестивале согласился участвовать Юрий Шевчук - впервые за 10 (десять) лет группа "ДДТ" будет участвовать в Москве в сборном концерте

Идеолог "Нашего радио" Михаил Козырев уговаривал Шевчука полтора года, и за свое согласие Шевчук назначил такую цену: 1) на "Нашествии" не будет рекламы алкоголя и табака; 2) программа одного из двух дней фестиваля будет составлена с учетом его пожеланий - и это будет всем программам программа, настоящая, рок-н-ролльная программа: Шевчук поедет по стране, найдет новые надежды и откомандирует их на "Нашествие".

Однако никаких надежд Шевчук в своих поездках не нашел и вернулся в крайнем душевном расстройстве. Кое-как собрал своих питерских протеже и некоторых козыревских питомцев. В результате все фавориты "Нашего радио" сгруппированы в первый день, а второй день почти целиком состоит из имен, никому почти не известных.

Коллизия складывается весьма драматичная: Шевчук, воплощенная совесть погибшего русского рока, протягивает руку Козыреву, который, по его убеждению, этот русский рок предал, продал, превратил в забаву для ларьков, торгующих музыкой. Сей хрупкий альянс держится на одном честном слове, и за неделю может случиться что угодно: взбрыкнет сам Шевчук, хлопнут дверью группы "Сплин" и "Би-2", теряющие из-за его причуд оплаченный концерт в Алма-Ате, выйдет из себя соучредитель фестиваля Дмитрий Гройсман, он же - продюсер группы "Чайф", и проч., и проч. Корреспондент "Известий" Алексей МУНИПОВ встретился с Шевчуком и Козыревым - людьми, от которых сегодня зависит триумф или полный провал главного музыкального фестиваля года, - чтобы разведать ситуацию.

- Вы десять лет не выступали на сборных концертах. Почему?

- Не выступали, потому что неинтересно было. Ну что это за фестиваль - "Максидром"? Выходят известные группы, поют известные песни. Так, коммерция одна. Настоящий фестиваль - когда выпускают группу, никто ее не знает, и зал вдруг встает на уши. Вот ради этого стоит. Да и рок-движение ведь умерло. Тусовки нашей не стало. Свобода нас вдруг развела: меня, "Чай-ф", Гарика. Конформистами они стали. Мол, нет ни попсы, ни рок-н-ролла, надо веселиться. Они ж теперь каждой бочке затычка. В официанта превращаешься! Я же помню, как десять лет назад мы сидели и костерили всю эту попсу, официальную эстраду, а теперь бах - смотрю, мои друзья там же вместе и пляшут. Обидно это. Я помню, как на фестиваль в рок-клубе приехала как-то Пугачева, давно это было. Ее никто не узнал вообще! Только пьяный Майк подошел чмокнуть ручку. И она в ужасе ушла. А потом я вижу своих, которые с ней братаются. О чем-то это говорит?

- Времена меняются, нет? Разница между поп- и рок-музыкой давно стерлась.

- По-моему, это просто унизительно. И я не понимаю людей, которые ластами под время гребут. Не по мужски это как-то. Изменились, ну и что? Значит, ты тоже должен измениться, перекраситься? Сдать партбилет рок-клуба, спустить в сортир? Нет, не могу.

- Да какой сейчас рок-н-ролл? Нет его.

- Дух, вот это родниковое пятно энергии, его нет, да. Но это же совершенно естественно. И сейчас, скажем, организовывать рок-клуб - смешно... Тогда да, тогда мы были вместе, грели друг друга.

- Тоскуете по тому времени, по той искренности?

- Старик, каждый человек тоскует по своей юности, но не более того. Ты хочешь сказать, что у меня какая-то сакральная тоска по тому периоду? Да нет. Что я, больной, что ли? Да, и я орал в свое время: "Йа, весь скрученный нерв, моя глотка - бикфордов шнур, бэ-бэ-бэ". Ну что ж, было дело. Но это прошло, пришла свобода, и нас разделила. Искандер еще говорил: "Крепки объединения только сволочей". Каждый пошел своей дорогой.

- За что же их клеймить теперь? И на попсу нападать? Зачем Киркорова ловить на фонограмме? Несолидно это как-то...

- Просто эта резкая смена позиций меня расстроила. А попсу - да не борюсь я с попсой! Я уже трижды проклял тот день, когда показал по ящику это его выступление! Это не было нападением на его эстрадную сущность или там на жену его. Я просто тогда поддерживал законопроект, по которому всякий певец должен честно писать на афише, если выступает под фонограмму. И проиллюстрировал! А они на меня понесли: мол, это телепередача была, там всегда под фонограмму... А зачем ты микрофон-то держишь тогда? Зачем народ дуришь? Это ж некрасиво - палка раскрашенная у рта. Держал бы что другое, более эротичное. Спустили всех своих шавок придворных типа Фоменко... Ну Фоменко-то я просто как-нибудь выпорю при случае. Да, слово обесценилось, никто за слова не отвечает. Как вот этот... Петкун. Задевает меня постоянно, то, се. Ну я приехал к нему, разобрались, чего там. Извинился. Два раза извинился: один раз без выражения, ну а уж второй - с выражением. А так смело говорил... Я понимаю, про меня думают: Шевчук - гад и сволочь, всех ругает, времени не чует, модных веяний, да? Ну давай уж сядем, разберемся, чего я не понимаю. Я не понимаю идеологии "каждому по холодильнику?". Ну да. Что я буду говорить? Мне легче песню написать. Будет альбом, там отвечу на все. Я... не знаю. Вот я по утрам смотрюсь в зеркало, и мне кажется, я не похож на такого гада, который пытается там уязвить всех подряд, задеть... Я верующий человек все-таки. Зла стараюсь не держать. Но слишком уж вокруг... Слишком много эротики, слишком мало любви, понимаешь?

- Вы говорили как-то, что, мол, мы социалистические люди, но души наши жаждут уже евроремонта. Мне кажется, это двойственность и в вас засела крепко: жить комфортно, но бороться с рекламой, с капитализмом...

- Грех это - пиво рекламировать. Дети спиваются же! Но вообще ты прав, эта двойственность меня страшно мучает. Евроремонт - это просто испытание для нас. Ты приходишь к себе в квартиру, а она похожа на больницу штата Мичиган. Евроремонт, все это декларируемое телесное - выпей того, съешь того, и ты будешь крутым - откуда это? Просто очередная попытка построения рая на Земле и абсолютный страх смерти. Устраниться от естества, загнать смерть в больницу. Но мне кажется, Россия должна сохранить бесстрашие к смерти, веру в душу вечную.

- Вы ездили по стране за новыми именами. Совсем никого не нашли?

- Много парней, которым хочется сказать, а сказать нечего. Думал, найду таких зубастых, мощных, из подвалов... Жаль. А дилетантам на сцене сейчас делать нечего, тут времена и правда изменились.

- Раньше земля родила рок-героев, а сейчас не родит?

- Герой - значит риск. А чем сейчас рисковать? Только собственной задницей, а это фигня. Я помню, Цой и "Кино" ходили в черных плащах по Невскому, отрабатывали походку. Подбородок вперед! Взгляд! Жлобов били! То были настоящие рок-герои.

- А новейшие персонажи вас интересуют? Земфира?

- Земфира - хорошая барышня. Наша, уфимская порода. Искренняя, да. Но она мне все-таки больше напоминает юную Пугачеву, чем юную Джанис Джоплин. Пережить на всю страну свою личную жизнь... Что там есть? Взросление девичьего тела, и все. Ну, не трогает меня это.

- Но zeitgeist-то она ухватила очень верно. Сидит такая девочка в Уфе, слушает "Максимум", читает "Ом"...

- А почему Солженицына не читает? А?

- И формат "Нашего Радио" вам не нравится. Зачем же согласились?

- Середнячковый формат, нет красивых шараханий туда-сюда. Просто музычка, самая мелодичная, но не самая проблемная.

- Так это ж радио - не богадельня. У них рейтинги, доходы, реклама..

- Опросы, рейтинги - это все ерунда. Вот ты им веришь? Страна огромная, кто ее посчитает? Я еду в Благовещенск, там вообще другой мир. Нет, я прекрасно понимаю, что некоммерческое радио сейчас не выживет. Козырев говорит: "Границы моего компромисса немного уже, чем границы твоего". Но, видишь, он все-таки дал мне сделать второй день, и это не будет похоже на "Максидром", точно. Миша - я сделаю все, чтобы он не пожалел о своем решении. А сейчас - сейчас эпоха маньеризма просто. Когда великий Джотто умер, когда дух Возрождения иссяк, также появилась масса формалистов, которые теми же красками написали выхолощенные, ничего не говорящие вещи. И это не причуда, а исторические обстоятельства. Молодежь не желает менять мир, все стали индивидуалистами: отсюда и "Наше Радио", отсюда и Земфира - как она нравится себе, как ей нравится изучать свои комплексы... Скучновато, конечно, но, думаю, это период не стагнации, а накопления. Из этих ребят выйдут еще поэты, и новая оппозиция, мощнейшая, выйдет. Я ее вижу уже. Носом чую.


© 1996-2022 Мир ДДТ