Журнал "FUZZ", номер 1 за 2003г.

Работа

FUZZ: Юра, вопрос об альбоме. Серьезная концептуальная работа. В духе "Мира Номер Ноль"...

Юрий Шевчук: В духе. Но не совсем, все-таки. Есть разные мнения. Особенно недовольны те, кто традиционных DDT любит слушать. В свое время и "Мир Номер Ноль" тоже критиковали, а сейчас говорят, что "Мир Номер Ноль" - это круто, а "Единочество" - что-то непонятное. А через год, уверен, и его будут хвалить.

FUZZ: Как долго продолжалась работа над альбомом?

Юрий: Девять месяцев примерно. Как обычно: я ездил куда-то... Но, в общем, мы не отвлекались на гастроли. Работа была плотная.

FUZZ: Были какие-то особенности в работе?

Юрий: Это первый альбом, который мы записали на собственной студии. Первая такая авторская работа Игоря Тихомирова, который вырос уже в настоящего звукорежиссера. Он, к сожалению, совершенно забросил бас-гитару, но стал первоклассным звукачом. И душой нашей студии.

Эклектика

FUZZ: Какие трудности возникали в процессе записи?

Юрий: Трудности были связаны с тем, что перед нами стояли задачи довольно серьезные. Впрочем, как и всегда. Необходимо было направить всю эклектику, разнородность материала в одно русло. Идеологическое, музыкальное - в одно какое-то ощущение мира. Видения мира ведь разные. Иногда нам кажется, что все хорошо, иногда - наоборот. Иногда мы видим звездное небо, иногда грязь под ногами. И все это складывается в какую-то жизнь личную - одно цельное, емкое мироощущение. И, наверное, главная сложность состояла в том, что мы хотели максимально точно выразить это. Наверное, в большей степени это была моя задача. И, на мой взгляд, альбом получился все-таки цельным. Удалось свести воедино все эти музыки разнообразные.

Единочество

FUZZ: Мысль о единении, об общности с окружающим миром...

Юрий: Мысль такой объединенной тоски по "светлому будущему". Единочество. Объединяющая нас мысль о "пыльной скорби"... Этот альбом - некий глас вопиющего в пустыне новой стагнации. Сейчас наступает эпоха не застоя, а, говоря молодежным языком, "отстоя". Тому много причин. Все нынешнее, мутное должно отстоятся. Во-первых, навоевались уже. Во-вторых, наши политические лидеры к власти, которую они и так имели, прибавили деньги. И им уже больше ничего не нужно. И потому у нас так - немножко мира, немножко войны. Немножко добра, немножко зла. Все это входит в период очередной стагнации, я чувствую. Может быть, на другом уровне, но похоже... И отсюда как раз и музычка, которая все это иллюстрирует. Как в свое время ВИА многочисленные пели в свои микрофончики... Очень похоже: звук, гитары, тематика песен - ну, там, любовь, немножечко того, немножечко сего... Все очень мило, рафинировано. У "монстров" - АЛИСЫ, АКВАРИУМА, DDT - выбираются песенки самые невинные, не проблемные, лирика. Общее настроение такое. В XXI век, со всеми его ужасами, мы входим с ожесточенной жаждой наслаждения и расслабления. Жаждой нажраться конфет, так сказать. Меня это не устраивает абсолютно. Неустроенность происходящего на уровне чувственном. Альбом сложный, странный. Неровный, разнообразный. Все перемешано. Но мне очень хотелось всю эту суету, все эти мысли свести воедино. Кажется, нам это удалось.

Концепция

FUZZ: Сколько у альбома было студийных версий?

Юрий: Много. Мы три раза его пересводили. Есть даже концертный вариант диска, всей программы, записанный в "Горбушке" осенью прошлого года. В будущем мы его опубликуем, возможно, даже выпустим видео, поскольку концерт был отснят.

FUZZ: Как сложился порядок песен?

Юрий: Я ничего не вымучивал долгими ночами на диване. Все сложилось на концертах, самым естественным образом. Концерты - это ведь очень живое: сразу становится понятно, что за чем и как должно быть. Единственное, мы никак не могли решить, какой песней закончить альбом. Мы могли взять песню со второй части какую-то, но все-таки решили закончить "Осенней" - таким естественным лирическим выходом. Лирическим обобщением мыслей и переживаний главного героя.

Влияния

FUZZ: Если говорить о влияниях - литературных, поэтических...

Юрий: Здесь мы, наверное, как и в других альбомах, не подвержены ничьим влияниям особенно. Это просто взгляд на старых DDT, на нас самих - таких, какими мы были 20 лет назад, и таких, какими стали теперь. Размышления о себе, об окружающем мире... Я бы вообще ребятам советовал этот альбом слушать не каким-то, хором огромным, а по одному, в плеере. Спокойно...

FUZZ: все-таки - о литературных влияниях. Мы сидели у тебя дома, и на твоем рабочем столе лежал "Алхимик"...

Юрий: Ну, не только. И зюскинды всякие... Много книг. Я сверял свои мысли с мыслями окружающих. Я в этом году много думал о радикализме и перечитал практически все книги Лимонова, вплоть до "Политической биографии"... Читал Владимира Соловьева. Многих, многих... Просмотрел внимательно всю современную литературу, которая изучает - тут я согласен с Виктором Ерофеевым - Зло. И, по-моему, она его доизучала до самого дна... Ну, много интересного было. Не скажу, что это какая-то особо интеллектуальная литература, но она все-таки жизненна...

Оформление

FUZZ: Фотография на обложке, - точнее, ее фрагмент... Когда она сделана?

Юрий: В черных очках? Если честно, это меня Стас Намин снял на похоронах Никиты Зайцева, два с половиной года назад. Конечно, это... непростая для меня фотография.

FUZZ: Ты доволен оформлением компакт-диска?

Юрий: Мне оно очень нравится - простое, классическое. Думаю, на фоне общей пестроты наше незатейливое оформление будет отлично смотреться. Часть вторая будет идентичной.

Ассоциации

FUZZ: Когда слушаешь этот альбом, возникает много музыкальных ассоциаций. В "Поколении" явственно слышатся отголоски EMERSON, LAKE & PALMER...

Юрий: Да. Ну, это где-то даже утрированно. Такой постмодерн. ELF - это моя юность. "Картинки С Выставки", замечательная манера игры Эмерсона на органе (на "Ионике", как мы раньше говорили)... Во второй части альбома у нас тоже будут реминисценции, некоторые обращения к классике. Они не только задуманы, но некоторые уже даже и записаны. Почему нет? Это какой-то багет, - мы можем себе это позволить. Это не плагиат. Это сделано специально и, по-моему, звучит вполне органично... "Мама, - Это Рок-н-Ролл", саунд, начальные два куплета - мы тоже разворошили все первоначальное сведение и сделали рваный, диковатый звук. В начале там "кухня", - мы на гитарах просто играем, в эти мыльницы-микрофоны поем, а потом идет открытый, непричесанный гитарный рок. Варварский рок. Это тоже сделано специально.

FUZZ: Мне показалось, что в проигрыше там два-три такта сделаны под GRAND FUNK...

Юрий: Да-да, может быть, чуть-чуть. Да, локомотив (из "Rail Road" - ред.) или гребенщиковский "Поезд В Огне"... Этот альбом еще чем интересен? Кажется, что мы над ним особенно и не кряхтели. Но все не так просто. Все продумано. В "180 См" Костя нашел трубы такие... А саунд, допустим, "Вальса" или "Рождества" - балладный русский рок, "гитара, бубен и утюг", хрюканье гармошек... Надежды маленький оркестрик. То есть пластинка, конечно, сделана в духе русского рока так называемого. Ну, и нормально!

FUZZ: А вот эта подкладочка музыкальная под "Рождество"?

Юрий: Под стихотворение? Это Костя засэмплировал древние песнопения сербских монахов. Получился какой-то "кусочек вечности". Звезды мерцают, а они поют и поют, поют и поют. Пройдут тысячелетия, а они все так же будут петь...

Ради варварства

FUZZ: Не хотелось, наверное, отказываться от трехминутного барабанного соло, которое звучало на концертах в "Маме"?

Юрий: Вырезали. И соло Вадика было раза в три длиннее и приобретало некую такую медитативность. Ради "варварства" песни мы все эти вырезали уже на последнем этапе, в августе.

FUZZ: Песню "Крыса" ведь можно назвать весенней?

Юрий: Да, весенняя песня.

FUZZ: Все песни про весну у тебя светлые, а здесь получилось наоборот...

Юрий: "Крыса" - самая трагичная вещь. Тяжелее всего умирать весной. И одиночество тяжелее всего переживается весной, когда весь мир мечтает, влюбляется. "Крыса" - это образ одинокого человека, который бредет, озираясь на весь этот праздник жизни. Припев - монолог одиночества, а куплет - нас окружающее... Это рэп, но рэп - дэдэтешный. Может быть, мы и могли сыграть рэп как негритосы, но зачем нам это надо? Это русский рэп. Ритм там немножко гуляет... Я его спел свободно, естественно, не чеканно. Сырье весеннее... По-моему, песня весьма удачная.

FUZZ: "Ночная Пьеса" - тоже "русский рэп"? Частушки...

Юрий: Тут парафраз замечательных наших писателей - Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Песня о том, что ничего не изменилось. В очередной раз строим небо на земле. Очень много говорим о духе, а "опять мертвенького родили". Вот пока что вся цена нашим реформам. Нелицеприятная песня, но - честная очень. Мое впечатление от происходящего в политическом бомонде.

FUZZ: Какая песня на альбоме тебе ближе?

Юрий: Ничего не могу вычленить. Я уже, конечно, этот альбом слушать не могу. Всем друзьям его ставил, мнения всех выслушивал. Последний раз ставил Саше Tитову, бас-гитаристу АКВАРИУМА, в Лондоне, когда мы с ним всю ночь сидели, говорили. Он славный человек. Но - все, все! Надо уже думать о втором альбоме.

FUZZ: Когда выйдет второй альбом, точнее, - вторая часть?

Юрий: В апреле. Времени много...

Распад

FUZZ: Как ты пришел к мысли, что DDT в "классическом" составе больше существовать не может? Или не должно?

Юрий: Да не я к ней пришел. Это произошло совершенно естественно. И мне, и Вадику хотелось чего-то нового. Вместе мы уже сыграли все, что могли. И разошлись - без крика, не по каким-то идеологическим или личным соображениям, а по творческим причинам. Нормально, никакой обиды нет. Он человек думающий, философствующий, у него свой проект, он хочет поработать с другими людьми. Это естественно. Мы были вместе 16 лет - это труба!

FUZZ: Курылев ушел в октябре?

Юрий: Фактически - еще в августе. Мы просто заявили об этом в октябре... Ему хотелось чего-то другого, его, по большому счету, не устраивала идея последнего альбома, хотя он очень много над ним трудился. C другой стороны, мне как художнику тоже интересны какие-то новые проекты, иные цвета. Может быть, настало время какого-то нового DDT?

FUZZ: А Доценко?

Юрий: Доценко с нами. Но он играет сейчас в группе Захара Мая. Паша Борисов - вообще везде играет.

Новые люди

FUZZ: Ты рассчитываешь, что появятся люди, которые внесут свежую струю?

Юрий: Ну, как - "свежую"... А мы что, - гнилые? Нет, тут что-то другое. Ну, может быть, мы будем джаз играть или неохардрок. Хочется другие музыкальные формы попробовать. Я устал от этой гитары с фуззом, от этого "золотого" периода. Хочется чего-то нового, интересного. И, я думаю, соберется что-то другое. А может быть, и нет. Не знаю. Мы с Костей сейчас начинаем думать над тем, как писать вторую пластинку. Она должна отличаться от первой, но, в то же время, в чем-то ее и продолжать. Ведь это "двойник" все-таки... Будем мы с Костей сидеть, месить грязный снег с клочками неба у себя в мозгах. Вот такая работа у нас сейчас начинается.

FUZZ: Быть может, во время записи появятся какие-то люди?

Юрий: Мы будем приглашать разных музыкантов. Возможно, кто-то останется с нами.

FUZZ: А с кем хотелось бы поиграть?

Юрий: Вот не знаю... Эта гитарная музыка, блин, она, конечно, ярко иногда характеризует рок-н-ролл, но не соответствует тем идеям, которыми я сейчас живу. Хотелось бы поиграть с музыкантами разными. С людьми, с которыми мы бы нашли общий язык. Например, китайский.

Новое DDT

FUZZ: Сайт DDT открывается твоими снами...

Юрий: Не помню. Надо сайт менять уже. Мне нравится, как на Западе: новый альбом вышел - появился новый сайт. А у нас то руки не доходят, то денег нет.

FUZZ: Все-таки - о снах. Там изложен один твой сон, страшный: нужно выходить на сцену, поднимается занавес, а в зале никого нет!.. Вот что хотелось бы спросить в этой связи: изменения состава, полная перестройка могут повлечь за собой изменения в гастрольной деятельности группы, могут уменьшиться залы, появиться другая аудитория. Ты не боишься этого?

Юрий: Нет, конечно... Наше новое творчество - надеюсь, оно будет все-таки "свежим", - может, и не будет так широко востребовано. Наплевать! Серьезно. Мы стадионами уже наелись. Сколько мы на них играли! Хочется чего-то другого. Может быть, каких-то камерных залов. Многие проходят через безумную популярность, через славу. У каждого свой путь. Некоторые из моих коллег без этого жить не смогут, бьются за все это. Мне это неинтересно. Мне интересны музыка и слова. Это больше... Дай Бог, чтобы новые DDT собирали стадионы. Но, может быть, это будет другая музыка, - и будут ли в этом случае большие площадки адекватны нашим художественным замыслам? Не уверен. По крайней мере, мне в последнее время нравится выступать именно в камерных залах. Не больше тысячи человек. Мы вот сейчас с Костей в Нью-Йорке дали очень хороший концерт вдвоем. В клубе мест на 800. Мне очень понравилось...

FUZZ: Публика была американская? Или наши?

Юрий: Да каждой твари по паре. Это было действительно интересно, потому что тот язык, на котором мы говорим сейчас, в новом альбоме, все-таки не стадионный. "Единочество" - это не "Актриса-Весна". Требуется более камерная обстановка, чтобы донести до наших единомышленников и оппонентов эти образы, эту речь... Я не хочу сказать, что "стадионные" DDT - это было плохо, нет. Мы служили каким-то объединяющим началом, это было здорово. Но сейчас - не знаю... А, может быть, мы и останемся какими-то "монстрами".

FUZZ: Можно ведь придерживаться и золотой середины...

Юрий: Да, кстати. Буквально за неделю до нас в Нью-Йорке THE ROLLING STONES делали в клубе концерт для своих. Правда, "своих" там собралось столько, что за квартал не подойти было...

"Ледниковый период"

FUZZ: Эта тема уже достала, наверное...

Юрий: Да нет, ничего страшного. Сериал про честного мента, - его играет мой хороший друг Саша Абдулов, - который "рубится" с мафией. Сериал как сериал, таких сейчас множество. Я не большой любитель этого жанра, но несколько серий посмотрел. Наши песни там звучат нормально вполне. Как они туда попали? Это был наш долг "Real Records" за альбом. Причем мы выбрали те зонги, которые были написаны именно в те времена, которым посвящен сериал - времена бандитского передела страны. "Церковь Без Крестов", "Свечи", "Белая Ночь" - это как бы внутренний монолог героя. Мы переписали эти песни с тем, чтоб они стилистически выглядели более или менее однородно. Переписали за неделю, живьем. Играли Доца, Паша, Костя. Вадика уже не было. Почти все гитарные партии сыграл я. Ну, дядя Миша с Ваней помогли, конечно, немножко. Ляпин. И одно соло исполнил Саша Бровко. Еще прошла презентация фильма "Вовочка", в котором я сыграл эпизодическую, но очень интересную для меня роль.

FUZZ: Чем она тебя заинтересовала?

Юрий: Я играю там роль загулявшего, спившегося музыканта, немного философа, Диогена, который с таким прищуром наблюдает за жизненной суетой...

FUZZ: Это ведь не первая твоя роль в кино.

Юрий: Вторая или третья... Ну, в "Духовом дне" была роль, а здесь - эпизод. Но фильм мне нравится. Он детский, в духе "Ералаша". Никакой грязи, кровищи, похоти. Такое веселое детское кино, которого очень мало сейчас.

"Время DDT"

FUZZ: Расскажи, пожалуйста, о клипе на песню "Осенняя".

Юрий: Клип как клип.

FUZZ: Режиссер - Василий Бледнов?

Юрий: Да, Вася Бледнов, который уже два года делает фильм "Время DDT", он выйдет в середине января на "ТВС". Сейчас он уже заканчивает монтаж. Странный фильм. На фоне DDT там разворачивается история нашей страны - вот эти безумные 20 лет. Я что-то рассказываю, ребята, идет какая-то хроника, обобщения... Он сделан в классическом стиле - так делают фильмы о западных группах. Я считаю, что зто первая работа в России такого рода.

FUZZ: Что-то вроде "Антологии" THE BEATLES?

Юрий: Да, примерно.

Телепередача

FUZZ: Твой новый проект - передача о рок-музыке на ТВ...

Юрий: Меня уговорили делать эту передачу. Ну, как - уговорили? Особо и не уговаривали. Потому что мне самому очень хотелось, чтобы в Питере была нормальная передача о рок-н-ролле, пусть небольшая. Серьезный разговор о музыке и не только. Там будут новости, клипы малоизвестных исполнителей, архивные материалы... Например, для пилотного выпуска мы нашли и подготовили последнее интервью с Майком Науменко. Будут какие-то тематические программы. Сниматься все будет на нашей студии.

Фестиваль

FUZZ: У тебя был проект фестиваля, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга. Какова его судьба?

Юрий: Очень тяжело с финансированием. Город нам пока не помогает. Так что, может быть, соберемся и сделаем небольшой фестиваль с участием молодых достойных групп. А, может быть, дадим просто сольный концерт DDT в честь нашего города замечательного. Может быть, еще что-то... Время пока есть, денег пока нет. У нас все впереди!

Материал прислал divisor X


© 1996-2022 Мир ДДТ