Радиостанция "Эхо Москвы"
22.03.2002 [22:10 — 23:00]

Нателла Болтянская

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Юрий Шевчук: лидер группы "ДДТ".

Н. БОЛТЯНСКАЯ: В нашей студии Юрий Шевчук. Здравствуйте.

И. БЕР: Здравствуйте, Нателла.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Илья Бер, специально.

И. БЕР: Здравствуйте.

Ю. ШЕВЧУК: Да, здравствуйте.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я очень рада, что вы здесь. Юрий, начнем мы, наверное, с того, что 20-го апреля в Лужниках будет концерт группы "ДДТ" в полном составе с новой сольной программой. Все так, ни слова не соврали?

Ю. ШЕВЧУК: Да. Премьера нового альбома, пластинки.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, а для вас уже имеет значение, есть вот этот момент драйва перед представлением нового альбома аудитории, которая — да, любит вас, да, благодарна вам за то, что вы делаете, но в то же время готова вас разорвать на сувениры только так?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, я не думаю, что меня кто-то готов разорвать на сувениры, я вообще не такой красивый.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, умный!

Ю. ШЕВЧУК: Ум порвать сложно, но можно, если много выпить. Вы знаете, мне даже сказать нечего. Просто будет хороший концерт, я надеюсь. Эти песни мы уже играли весь год прошлый. А сейчас они все собрались. Сейчас группа сидит в студии, я вот сюда приехал, работать языком. И это будет первая часть пластинки. Она будет двойник. Называется "Мама, это рок-н-ролл?". Это видели все. Ну, и будут все эти песни, которые мы аранжировали, занимались стилистикой какой-то этих песен и играли много везде. И сейчас уже это будет как бы такой завершающий концерт.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, существует у вас вопрос, извините за пафос, гражданской ответственности?

Ю. ШЕВЧУК: Пожалуйста.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вы выступали в Чечне, вы вернулись из Афганистана. А считаете ли вы себя, когда вы ездите в те или иные поездки, человеком, поддерживающим ту или иную сторону, тот или иной режим? В 157-й раз я задаю этот вопрос?

Ю. ШЕВЧУК: Вы знаете, в Афганистане мне очень понравилось, потому что мы там без бомб, пушек и ракет. Ну, туда привезли госпиталь МЧС, там работают наши врачи, наши медсестры, Центроспас возит туда гуманитарную помощь. Мы даем афганцам хлеб и помогаем им, что касается здоровья. И я с большим удовольствием бродил по Кабулу, без оружия, без особой охраны, и никто в нас не стрелял, не бросал ножей и гранат. Это было приятно, и многие люди, кстати, улыбались, когда узнавали, что мы шурави: из России. Многие люди, оказывается, помнят хорошее, вот, что мы там сделали, не только плохое. В общем, это была хорошая поездка, я чувствовал себя гражданином России, и чувствовал себя как-то достаточно комфортно в этом 14-м веке, потому что по афганскому календарю сейчас 1380-й год.

И. БЕР: У меня вопрос. Мы вообще много помним ваших выступлений и в 91-м году, и дальше, вот сейчас Афганистан, вам чувство страха знакомо как класс?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, чувство страха только дуракам не знакомо. Безусловно, конечно, знакомо. Но чувство страха помогает жить в чем-то.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: И выживать, наверное.

Ю. ШЕВЧУК: И выживать. Я видел народ, который выжил, несмотря ни на что. Вы знаете, город Кабул за время правления, царствования талибов — жителей, кабульцев, осталось всего 20%. 80% испарилось. Многие погибли, многие эмигрировали, ушли в горы. Наверное, Питер меньше потерял после блокады.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Очень много вопросов, пришедших по интернету, мне кажутся они безумно интересными. Вот, пожалуйста, вопрос из Торонто, из Канады: "У вас есть замечательная песня "Предчувствие гражданской войны", как с этим предчувствием сейчас? Что по этой части вы ощущаете сегодня?"

Ю. ШЕВЧУК: Нет, гражданской войны не будет. Она уже прошла. Она осталась, конечно, в наших умах. Но она в России всегда, по-моему, идет, уже несколько тысячелетий.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос из Конотопа: "Как вы относитесь к понятию "гуру" в отечественной рок-музыке? Многие именно вас и Гребенщикова считают гуру. И вообще, когда у вас включается тормоз самоиронии?"

Ю. ШЕВЧУК: Ну, Гребенщиков гуру, он, в принципе, исповедует буддизм. А я все-таки человек православный, я не гуру. Я просто часть этого мира, не такая значительная, не такая большая. Ну, и, наверное, не самая плохая.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вы знаете, пару дней назад я читала давнее интервью вашего земляка, питерца Евгения Клячкина, данное им в 90-м году журналу "Смена". И он сказал великолепную фразу "Битлз" принесли в песню музыку, мы принесли слова". Вот "мы" это где, на ваш взгляд, начинается и где заканчивается?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, наверное, авторская песня, это правильно, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, а вы что, не авторская песня?

Ю. ШЕВЧУК: Галич, Высоцкий, Окуджава, тот Клячкин, Кукин, Северный.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А вы разве не авторская песня?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, где-то да, на российский рок-н-ролл авторская песня очень большое влияние произвела, и это хорошо. Потому что эта вот любовь к слову. Мы говорили о Гребенщикове, — его любовь к Вертинскому, к Окуджаве, моя любовь к Высоцкому, наша общая любовь к Галичу, к Окуджаве — ну, это все, конечно, да, это составляющие рок-н-ролла, да, российского именно.

И. БЕР: На мой взгляд, одно из главных отличий русского рока, если принимать это как понятие, некоторые против этого спорят.

Ю. ШЕВЧУК: Многие спорят.

И. БЕР: Именно — значимость слов. Можно вспомнить Башлачева, Майка Науменко...

Ю. ШЕВЧУК: Того же Егора Летова, тоже хорошие стихи очень. Вообще, много поэзии такой, поющей. Это хорошо, но в Америке, конечно, тоже был Мориссон, замечательный поэт, тот же Леннон, и были поэты вообще битники, Гинзбург Аллен, а, прежде всего, конечно, Боб Дилан, безусловно. То есть и там есть. Но здесь больше, наверное, вот этого. Отношение к слову более трепетное, конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Если вспомнить себя лет в 19, вот как Илье, который сидит в студии...

И. БЕР: Мне все-таки уже 20.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну — извиняйте, дядько!

И. БЕР: Хорошо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Так вот, 20 лет, когда все еще, казалось бы, впереди, пишутся песни, мечтается о большой работе. И вот сегодня, — вот она, работа, вот оно, может быть, даже некоторое чувство ответственности за тех, кого вы приручаете. Ощущение того, что вы сделали то, что вы хотели, или делаете, где вы себя сейчас чувствуете?

Ю. ШЕВЧУК: Я себя чувствую сегодня.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: И все?

Ю. ШЕВЧУК: Да. Я, на самом деле, не очень страдаю по прошлому, потому что его уже нет. И по будущему тоже, потому что его еще нет. Вот это настоящее меня интересует.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Но когда рыдал Питер, слыша вас первый раз на большой площадке, на больших сценах, — наверное, этот кайф был больше, чем сегодня, нет?

Ю. ШЕВЧУК: Не думаю, что Питер рыдал. Питер очень трудно разжалобить.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, я имею в виду — реагировал.

И. БЕР: "Черный пес".

Ю. ШЕВЧУК: Реагировал, рефлексировал. Да, наверное, конечно. "Черный пес" это была программа, первая такая, не побоюсь этого страшного слова, концептуальная программа, "Черный пес".

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А что такое концептуальная программа для вас сегодня?

Ю. ШЕВЧУК: Не знаю, я это слово вычитал из книжки, все говорят, я тоже.

И. БЕР: А кстати, у вашего нового диска есть некая концепция?

Ю. ШЕВЧУК: Концепция?

И. БЕР: Да. Красивое слово.

Ю. ШЕВЧУК: Красивое слово очень, потасканное, конечно, но очень умно смотришься, когда говоришь "концепция".

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, в общем-то, да.

Ю. ШЕВЧУК: Какая-то идея есть, есть, конечно, идея. Вот этот новый альбом — это как бы наши размышления, какие-то размышления о том, что было, скорее. Вот это рок-движение, размышление, вот "Мама, это рок-н-ролл?" мы сегодня услышим песню, — как раз о тех временах. Были времена и почище. Были и посильнее. И — подведение итогов. Потому что мы в этом году на самом деле будем очень мало гастролировать, может быть, еще 2-3 концерта и все. В основном мы ложимся на дно, и думаем, как жить дальше. Будем думать над новой программой, и так далее, и так далее. А это подведение итогов, оно сейчас происходит.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Скажите, пожалуйста, когда вас слышишь впервые, главное ощущение - это напора. Когда вслушиваешься, в этом обнаруживаешь классную поэзию.

Ю. ШЕВЧУК: Спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Дурацкий вопрос такой: кто главнее - мама или папа, что важнее - слово, музыка, или интонация?

Ю. ШЕВЧУК: Хороший спор, да, — музыка или слово. Вот сейчас очень много пишут такие ребятки, которые хорошо, неплохо умеют играть, но как бы фонетически ничего не слышат. И много таких слов сейчас произносится, что в песне музыка не особо и нужна — то есть рок-н-ролл — это прежде всего музыка. Я на это всегда отвечаю - так пишите только музыку. А зачем ее коверкать плохими словами? Эту замечательную вашу музыку... Или наоборот, прекрасную поэзию — зачем унижать дурацкой музыкой? Тремя, там, аккордами и отсутствием мелодики. Вот, наверное, я ответил на ваш вопрос.

И. БЕР: Если можно, у меня тоже вопрос по поводу, на мой взгляд, примерно такого плана исполнителя. Ну, вам, может быть, известно, может быть, неизвестно, что Вячеслав Петкун...

Ю. ШЕВЧУК: Ой, да бог с ним вообще!

И. БЕР: ...называл вас всякими словами.

Ю. ШЕВЧУК: Ну, называл.

И. БЕР: Мне просто интересно, есть ли у вас с ним какие-то личные знакомства, отношения, или просто все заочно?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, ребята, это уже достало, конечно.

И. БЕР: Понятно.

Ю. ШЕВЧУК: Был разговор мужской, и мы во всем разобрались, он больше ничего не говорит.

И. БЕР: Ясно.

Ю. ШЕВЧУК: Он только танцует в известных клипах. Дай бог ему здоровья. Все.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Еще такой вопрос. Когда вас слышишь, иногда такое ощущение, что вот, в какой-то момент голос оборвется, как вы компенсируете, что ли, вот это?

Ю. ШЕВЧУК: Все в жизни обрывается.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Это так, Юрий, понимаете, но я не шучу, потому что вы нам нужны, это не громкие слова, это не попытка, извините, подлизаться к кумиру. Но иногда страшно становится, да?

Ю. ШЕВЧУК: Какой кумир. Ну почему?..

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вот на полном пределе. Это кажется, или это так?

Ю. ШЕВЧУК: Вы ведь, Нателла, личность и одиночество какое-то, в самом его экзистенциальном смысле, одиночество, я тоже одиночество. Но мы с вами часть этого мира. И если вас не будет, я буду горько плакать, если меня не будет, я думаю, вы тоже обо мне вспомните, это нормально. Что плохого в этом?

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Но вы отпели на пределе.

Ю. ШЕВЧУК: Ну и что?

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Какой-то период нужен, восстановиться?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, наверное, да, выспаться хотя бы.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А чем платите за возможность сказать так, как никто не может?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, я не знаю, как никто не может. Я считаю, что много моих коллег — есть такие коллеги, которые, может быть, отличаются более высоким чувством слова и пишут, может быть, более интересную музыку. Что есть у меня, это, может быть, некая такая — энергичность что ли, страсть какая-то. Я не знаю. Я о себе мало думаю, потому что это очень опасно. Когда начинаешь о себе в этом смысле думать, то становишься какой-то звездой, что ли.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну да, ну как, две дежурные полосы. Одна это - я гений, Игорь Северянин, а второе - это человек, который так по клавишам фигарит, извините, это жаргонное словечко.

Ю. ШЕВЧУК: Да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Понимаете, когда слышишь про ту самую голову, которая "сколько раз с переполненной плахи", такое ощущение, что это диагноз, причем, это наш общий диагноз.

Ю. ШЕВЧУК: Да, наверное.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А вы, как человек, его сформулировавший, в известной степени за него ответственны, правильно?

Ю. ШЕВЧУК: Это есть, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Чувствует на себе эту ответственность?

Ю. ШЕВЧУК: Конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ощущаете?

Ю. ШЕВЧУК: Конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я бы очень хотела, чтоб сейчас прозвучала...

Ю. ШЕВЧУК: Вы знаете, Нателла, я многое уже себе не могу позволить, что раньше, потому что эта ответственность есть, да, конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я бы хотела, чтобы сейчас прозвучала "Мама, это рок-н-ролл?".

Ю. ШЕВЧУК: Да, это живое исполнение, это "Горбушка", ноябрь. Концерт "Живой".

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Потом я бы еще очень хотела с вами поговорить о пиратстве, если вы не возражаете.

Ю. ШЕВЧУК: Пожалуйста, любые темы.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Это тема важная. Юрий Шевчук в прямом эфире сейчас.

Ю. ШЕВЧУК: Группа "ДДТ".

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Группа "ДДТ", спасибо, напомнили.
(Звучит песня.)

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Пейджер уже воспалился напрочь. Юрий, вот вопрос к вам, когда звучала композиция "Мама, это рок-н-ролл?", мы вас спросили, надо ли ее где-нибудь прибрать, чтобы пираты не записали. Вы сказали: а плевать! Это ваше отношение к пиратству, или вы считаете, что если слушают, пусть их слушают, все равно запишут, все равно перепишут?

Ю. ШЕВЧУК: У меня философское отношение к этой проблеме. Она, конечно, есть, но я думаю, что если бы я был совершенно юным созданием сейчас, я бы тоже купил дешевую пластинку, у меня бы на дорогую денег бы не было, вот и все. Когда будут у людей деньги, тогда исчезнуть пираты, наверное.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Когда вы работаете на концерте, и видите человека в зале с магнитофоном, вы нормально к нему относитесь?

Ю. ШЕВЧУК: Абсолютно. Мы вообще разрешаем снимать на бытовые камеры, фотографировать, записывать на бытовые магнитофоны, совершенно никаких нет преград. Иногда просто это не понимают служители зала, но последнее время мы им тоже объясняем, что многое можно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вопросы, присланные по интернету. Я еще раз напомню тем, кто задает вопрос, когда можно будет увидеть и услышать живьем Юрия Шевчука и группу "ДДТ" — 20-го апреля в Лужниках и, насколько я понимаю, просто приходить пораньше.

Ю. ШЕВЧУК: Ну, пораньше, может быть, потому что есть какие-то проблемы с проходом людей в зал, может быть, и пораньше, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос из Екатеринбурга: "Добрый вечер, уважаемый Юрий Юлианович, спасибо вам большое за то, что вы есть, за ваши мысли, стихи и песни, в которых никогда не приходится сомневаться. Вы один из немногих, в кого можно верить. Скажите, пожалуйста, когда вы играли роль бомжа-философа, насколько трудно было для вас вжиться в эту роль, и что вы почувствовали, когда на время стали бомжем: свободу или тупик?"

Ю. ШЕВЧУК: Ну, я хочу сказать, что верить надо в Бога, все-таки, а не в какую-то конкретную личность, потому что можно обломаться, как говорит молодежь. А вот что касается этой роли, я 10 лет не снимался в кино до этого. 10 лет назад до этого ровно играл "Духов день" Христофорова. А этот сценарий мне очень понравился, потому что это никакой клюквенной крови там нет, никаких автоматов, пушек, дубинок; хорошая семейная драма, семейное кино о жизни, о конфликте между детством и взрослым миром, детским миром и взрослым. О том, что взрослый мир не понимает этого пацана 12-летнего, который играет главную роль. А я такой бомж, да, я бывший такой как бы первый парень на деревне, такой настоящий первый жених этого микрорайона. Ну, который, конечно, немножко, благодаря своей веселой, бесшабашной жизни, стал таким алкоголиком, может быть, где-то, а где-то и философом. Где-то нашел свою бочку — это такой сарайчик, где мой герой живет, и наблюдает оттуда над миром, над суетой над этой, над этой дракой за жизнь, за деньги, за то да за се. Есть ирония в моем герое, есть такое философское осмысление такое, уровня Экклезиаста, на всю на эту суету сует. И вот этот мальчик, в конце концов, прибегает к этому бомжу на самом деле. И он только его и понимает. А сейчас, вы знаете, много у нас пишется и говорится о герое нашего времени. Так вот, этот бомж, как бы бомж, мне кажется, больше похож на героя нашего времени, чем эта братва со всеми дубинками. Отмороженные.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Нормально.

Ю. ШЕВЧУК: Которые всех мочат. Тут ближе, мне кажется, к нам, к России. Все-таки, вот эта доброта его, его хитроватость. Мой главный герой с этой суеты снимает дань у гастронома по 50 рублей или по 10. Но с другой стороны, он как бы немножко над этим миром и над этой суетой, то есть, очень интересный такой, четко выписанный персонаж. Игорь Мужжухин режиссер, это его первое кино. Здорово это все отметил, описал, и я с удовольствием поучаствовал в этом кино.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вы пользуетесь, судя по всем сообщениям, действительно, безумной, светлой и чистой любовью. А существуют для вас разновидности этой любви, которая вам не нужна, которая нам мешает жить?

Ю. ШЕВЧУК: Вы уже ответили на этот вопрос.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Не думала.

Ю. ШЕВЧУК: Я вам расскажу просто случай один. Это было дня три назад в Питере, часов в 12 ночи я сидел, что-то там думал, собирался в Москву. И вдруг такой голос из подъезда - "Играй, как можешь, сыграй" - громко, все соседи там повскакивали. Молодой человек перед дверью пел песню мою. Мама моя вышла в подъезд и сказала: "Молодой человек, а что же вы здесь поете?" "Может быть, Юра выйдет на мой голос."

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Нормально.

Ю. ШЕВЧУК: А моя мамулька говорит: "Вы знаете, нас скоро отсюда выселят, все соседи уже..." Ну, так, очень смешно получилось. Вот такая популярность, наверное, не нужна.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Раздражает?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, не то, чтобы раздражает, я стараюсь с юмором к этому отнестись, но когда в три ночи... У меня в подъезде сейчас нет вот этих стальных дверей, охраны никакой, консьержек, и обычный такой подъезд. И, конечно, если в 2-3 часа ночи ломятся, то иногда это уже раздражает, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос от представителя одного из политических движений, из Волгограда: "Когда меня спрашивают о позиции нашей фракции по национальному вопросу, я отвечаю послушайте песню "ДДТ" "Россияне", бонус на диске "Мир номер ноль", — подчеркнуто, — и вам все станет ясно. Как вы воспринимаете сегодняшнюю политическую ситуацию в России?"

Ю. ШЕВЧУК: Кстати, песня, по-моему, получилась неплохая, потому что я там тоже выложился, свое отношение к национальному вопросу я там достаточно четко выразил, и спасибо этому человеку, что он слышал эту песню.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, вообще, все слушали эту песню.

Ю. ШЕВЧУК: Да?

Н. БОЛТЯНСКАЯ: И, в общем, представляют себе вашу позицию по национальному вопросу, это радует. Вопрос: "Скажите, пожалуйста, как вам нравится романс в вашем исполнении "Гори, гори"?" Классный вопрос!

Ю. ШЕВЧУК: Ну, мне на самом деле этот романс нравится очень, и нравится давно. По преданиям, по легенде его пел Колчак перед расстрелом. Вот, и я представил это все. И когда мне позвонили из ОРТ, "Азазель", и так далее, я с удовольствием записал этот романс. Я думаю, "Азазель" куда-нибудь уйдет, а романс этот останется.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: "Спасибо вам за ваши стихи и песни от меня и моего сына-подростка, они учат их помнить и любить свою родину, приезжайте к нам с концертами еще", — сообщение из Оттавы, из Канады.

Ю. ШЕВЧУК: Да, спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Сообщение из Ростова-на-Дону: "Занимаетесь ли вы живописью, как когда-то мечтала ваша мама?"

Ю. ШЕВЧУК: К сожалению, не хватает у меня — какой-то наступающий дальтонизм мешает мне стать Леонардо да Винчи.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вот я в тяжелой вообще ситуации нахожусь, потому что, коль скоро пришел Юрий Шевчук, с ним хочется поговорить, и хочется, чтобы он прозвучал. Я как Буриданов осел.

Ю. ШЕВЧУК: Ну, я звучу, да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я про песни. Вопрос на пейджер: "Скажите, пожалуйста, что побудило вас написать песню "Новое сердце"?" Вопрос из Перми.

Ю. ШЕВЧУК: Очень интересно. Если интересно, я расскажу, как она писалась. Это написалось в степях волжских, и какая-то была ночь, мы ехали очень долго по степи, ночь такая, август, небо, усыпанное бриллиантами настоящих звезд. И вот за эту ночь, пока мы ехали из одного города в другой, по-моему, из Волгограда или из Нижнего куда-то, и написалась эта песня. Я ее отличаю от других, потому что она как-то хорошо получилась, на мой взгляд. Ну, и все. А что?

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Нет, все так все.

И. БЕР: Она действительно... ночь, звезды, она у костра в походе совершенно шедеврально звучит.

Ю. ШЕВЧУК: Да, метель августа, да.

И. БЕР: Именно так.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Очень много сообщений, я смотрю на пейджер, знаете, обращаются к вам на "ты". Меня это задевает, а вас?

Ю. ШЕВЧУК: Почему? Нет. Если человеку так удобно, то нормально. Главное, чтобы козлом не называли.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Порадовал Юрий Шевчук. Скажите, пожалуйста, нет ли у вас такого ощущения, что за годы перестройки рок-н-ролл, который начинался в России в известной степени как форма и формула социального протеста, утратил свое социальное значение, что рок-н-ролльщики стали сытыми?

Ю. ШЕВЧУК: Ну, рок-н-ролл, во-первых, все-таки, начался от любви к музыке. И вот этот звук, который я в детстве услышал, звук электрогитары, звук, совершенно не похожий на эти бравурные марши, несущиеся тогда с радио, вы помните, и с телевидения. Этот звук, он был совершенно альтернативный, он имел какую-то свою энергию. Вот звук гитары с фузом, да? И вот этот ритм, и молодой человек почему-то сразу чувствует, что вот это да, это музыка этого времени, да. Потом мы увлекались очень много зарубежной классикой рок-н-ролла, пытались играть и "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и "Лед Зеппелин", Мориссона и Джимми Хендрикса даже пытались. А потом мы стали переводить эти тексты, и нам казалось, что такая поэзия, там про все сказано. На самом деле, поэзии там оказалось очень мало. А тут же, во дворах, пелись песни Галича и Высоцкого, я вспоминаю детство. Все это как-то сложилось, и когда мы стали сочинять свои песни, и выражать в них свое какое-то мироощущение, которое уже сложилось к этому времени, это и стал такой российский рок-н-ролл. А потом мы услышали в этих словах, в русской поэзии, в этой ритмике, нашей ритмике, нашего стиха, мы стали оттуда и музыку вытаскивать, потому что в поэзии бездна музыки, просто ее нужно слышать. И так далее, и так далее, а потом вообще надо было уже говорить. И рок-н-ролл действительно был единственной отдушиной у молодежи и единственным движением в сторону правды и честности по отношению к миру. Но рок-н-ролл был не настолько социален, как сейчас его рисуют. Но колоссально социальное было, конечно.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: А сегодня в какую сторону движется рок-н-ролл?

Ю. ШЕВЧУК: А потом было рок-движение, да. Я вот немножко экскурс в историю. Рок-движение, рок-клуб, потом попытались власти, КГБ, и так далее, всех нас загнать под контроль, под колпачок. Ничего из этого не вышло, мы с удовольствием пришли все в рок-клуб, но вот это безудержное веселье, ирония, и я помню эти собрания рок-клубовские, это все просто хохотали и подписывали какие-то указы. То есть вот этот зверюга, российский рок-н-ролл, этот "бесшабашный парень", как пел Башлачев, вырвался из-под контроля, пошел по стране. Была колоссальная система передачи магнитозаписи. Я сегодня записал песню: через 2 дня она уже звучала во Владивостоке. Все было совершенно бесплатно. И был очень большой подъем, и рок-н-ролл был родимым пятном времени, энергетическим таким, пуповиной времени и нашей жизни, и это было почти обожествлено, я помню, да. А потом та свобода, за которую мы колотились, наступила. И как бы показалось, что можно уже немножко передохнуть, или не передохнуть, а заняться теми темами, которые ставит искусство себе, "быть или не быть", и так далее, так далее.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вы ответили себе на этот вопрос?

Ю. ШЕВЧУК: "Бедный Йорик" — а я стал лиричен. Вы, наверное, помните этот период "ДДТ", 90-е годы, как раз там вот эти все "Осени" пошли, "Актриса весна", а потом — потом я ахнул просто. 93-й год. Я помню эту ночную дорогу, как мы с Сашей Бровко неслись просто на этот путч, потому что мы просто думали, что мы должны быть здесь. В 93-м году я помню эту дорогу Питер - Москва, ни одной машины, туман, ночь, луна такая немножко просвечивает, и какие-то пьяные охранники въезда в Москву.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вас пропустили?

Ю. ШЕВЧУК: Да, меня везде пропускали, мне просто приходилось с некоторыми милиционерами выпивать. Но я доехал до самого телевидения, но это было уже наутро.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вот, кстати, сообщение на пейджер: "Передайте ему обязательно, что когда мы его слышим, нам опять хочется начать пить, но это, наверное, даже хорошо. Ждем в гости. Группа "Митьки" из Петербурга".

Ю. ШЕВЧУК: Я дальше дорасскажу. Ну вот, а потом как-то вот политика и социальное все перекочевало, как нам казалось, в газеты, на радио, в СМИ. И действительно выжили ребята, которые стали заниматься искусством, а может быть, и занимались им. И вот из моего поколения Борис Гребенщиков, Костик Кинчев, ну, много, много ребят, которые не остались на своих каких-то позициях, и вместе с тем выросли в больших художников. К сожалению, нет Саши Башлачева, который был, может быть, самый гениальный среди нас. И так далее, так далее... Ну, а сейчас — сейчас, конечно, рок-движения нет, политика в основном — а политика, кстати, вот сейчас — ее тоже нет, социального, на мой взгляд, ни на телевидении, ни на радио, потому что я чувствую и вижу цензуру. Я, например, даю какое-нибудь интервью, или пишу какую-нибудь статью в известное издание, а там все режется.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Шшш. Это я вас глушу.

Ю. ШЕВЧУК: Да, и так далее, и так далее. И какой-то клип или телевизионную передачу вообще невозможно пробить бывает, с какой-то правдой, хоть немножко. Ну, в общем, этого много стало, и поэтому вот это время перемирия прошло. И сейчас вот "ДДТ" стало опять более социально, чем были. Не вышло у нас быть просто рафинированными художниками.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Интеллектуалами и деятелями искусства.

Ю. ШЕВЧУК: Да, занимающимися только формальным.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Время колокольчиков.

Ю. ШЕВЧУК: К сожалению, в нашей стране время колокольчиков, по-моему, уже отлилось в колокола. Да, вот так и живем, дышим, то вдох, то выдох, то вдох, то выдох. А сейчас вообще такая ситуация, на мой взгляд, не очень здоровая. Даже очень много представителей шоу-бизнеса, так называемых, пытаются рок-н-ролл вбить в какие-то прокрустово ложе эротики только. Или какого-то там сексуального экстремизма. И всего лишь. И в какую-то веселость, рок-н-ролл - это тра-ля-ля, ха-ха, хи-хи, пык-пык-пык, мяу-мяу, и все. А на самом деле это не рок-н-ролл.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, у меня к вам есть просьба под занавес. Если захочется поговорить, приходите к нам, у нас хорошо, честное слово. Резать мы вас не режем, вы в прямом эфире.

Ю. ШЕВЧУК: Спасибо, спасибо.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я напомню, что в нашей студии Юрий Шевчук, что 20-го апреля в Лужниках концерт группы "ДДТ", и я надеюсь, что одиночество будет как творческая фигура, формула, чтобы вам было хорошо.

Ю. ШЕВЧУК: Ну, конечно, вообще, я все время говорил, как-то давно это на меня снизошло — если художник может говорить о политике, только на уровне Александра Сергеевича Пушкина "Борис Годунов", вот тогда это настоящее да, настоящее социальное, политическое и вместе с тем высокое искусство.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, да! А "Родина, еду я на Родину", это вам не социальное искусство?

Ю. ШЕВЧУК: "Родина, еду я на Родину", это песня стрельцов. Ха-ха-ха!

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Нормально! А "Предчувствие гражданской войны"?

Ю. ШЕВЧУК: А "Предчувствие гражданской войны" это князь Курбский.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, понятно, все, понятно. Легли в прокрустово ложе. "Юрий Юлианович, будут ли изданы старые песни "Москва", "Жара", "Бедный Вася"?" — спрашивает Вячеслав из Санкт-Петербурга.

Ю. ШЕВЧУК: Вы знаете, они не будут изданы, потому что их уже издали пираты, и вы можете купить это в любом киоске, очень дешево, поэтому нам уже с ними тягаться смысла нет, мы лучше что-нибудь новое запишем.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Сообщение на пейджер Юрию Шевчуку: "Пожалуйста, будьте счастливы, мы все за это отвечаем".

Ю. ШЕВЧУК: Спасибо, да. Вы тоже.

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Прозвучит сейчас еще одна композиция. Время, к сожалению, наше истекло, приходите к нам еще.

Ю. ШЕВЧУК: Спасибо. Эта композиция, наверное, больше шансон, романс, нежели рок-н-ролл. Ну, давайте послушаем. Ну, до свиданья, да, прощаемся уже?

Н. БОЛТЯНСКАЯ: Спасибо.

Ю. ШЕВЧУК: Спасибо вам всем, ребята, держитесь.

И. БЕР: До свиданья.

Вопросы интернет-пользователей.

22 Марта 2002 21:46 — Антон Алексеев — Москва
1)Что вы думаете по поводу дискредитации Российской сборной на олимпиаде в Salt — Lake City? 2)Когда выйдет ваш альбом и когда состоится концерт в Москве? Спасибо!

22 Марта 2002 20:35 — Сергей Закусило — Торонто, Канада
У вас есть замечательная песня "Пречувствие гражданской войны". А как с этим самым предчувствием сейчас? что по этой части Вы ощущаете сегодня?

22 Марта 2002 20:33 — Борис Робинько — Конотоп
Как Вы относитесь к понятию "гуру" в отечественной рок-музыке. Ведь многие именно Вас и БГ считают "гуру". И вообще, когда у Вас включается тормоз самоиронии?

22 Марта 2002 20:25 — Кристина Глесснер — Оксфорд/Лондон
Планируете ли Вы гастрол в Англию? А то мы будем очень рад вас видеть!

22 Марта 2002 19:53 — Сергей Синицын — Санкт-Петербург
Уважаемый Юрий- как Вам нравится романс в Вашем исполнении "Гори,гори..." Не могли бы Вы пропогандировать русский романс молодежи? Как Вы относитесь к Высоцкому- по-моему с каждой Вашей новой песней все больше Вы с ним сближаетесь. С уважением Сергей.

22 Марта 2002 19:48 — Нина Сибирякова — Оттава, Канада
Дорогой Юрий!Cпасибо за Ваши песни и стихи от меня, моего сына-подростка и его друзей.Они учат их помнить и любить свою Родину и расти честными и порядочными людьми.Приезжайте к нам с концертами еще .Дай вам бог сил и здоровья!

22 Марта 2002 18:08 — Анжела Зухба — Ростов на Дону
Уважаемый Юрий, занимаетесь ли вы живописью, как когда-то мечтала ваша мама. Спасибо.

22 Марта 2002 17:27 — Сергей Хороших — Екатеринбург
Добрый вечер уважаемый Юрий Юлианович!! Прежде всего,спасибо большое за то, что Вы есть,за Ваши мысли,стихи и песни, в которых ни когда не приходится сомневаться они всегда были и будут честными добрыми и душевными. Вы один из немногих в кого можно верить! Скажите, пожалуйста, когда вы играли роль бомжа-философа в фильме "Вовочка", на сколько было трудно для Вас вжиться в эту роль и что Вы почувствовали,когда на время стали бомжем свободу или тупик?

22 Марта 2002 16:16 — Сергей Зотов — Пермь
Что побудило написать песню "Новое сердце"

22 Марта 2002 15:47 — Илья Иванов — Санкт-Петербург
Считаете ли Вы что культурная жизнь Петербурга намного беднее и неинтересней московской?

22 Марта 2002 21:46 — Антон Алексеев — Москва
1)Что вы думаете по поводу дискредитации Российской сборной на олимпиаде в Salt — Lake City? 2)Когда выйдет ваш альбом и когда состоится концерт в Москве? Спасибо!

22 Марта 2002 20:35 — Сергей Закусило — Торонто, Канада
У вас есть замечательная песня "Пречувствие гражданской войны". А как с этим самым предчувствием сейчас? что по этой части Вы ощущаете сегодня?

22 Марта 2002 20:33 — Борис Робинько — Конотоп
Как Вы относитесь к понятию "гуру" в отечественной рок-музыке. Ведь многие именно Вас и БГ считают "гуру". И вообще, когда у Вас включается тормоз самоиронии?

22 Марта 2002 20:25 — Кристина Глесснер — Оксфорд/Лондон
Планируете ли Вы гастрол в Англию? А то мы будем очень рад вас видеть!

22 Марта 2002 19:53 — Сергей Синицын — Санкт-Петербург
Уважаемый Юрий- как Вам нравится романс в Вашем исполнении "Гори,гори..." Не могли бы Вы пропогандировать русский романс молодежи? Как Вы относитесь к Высоцкому- по-моему с каждой Вашей новой песней все больше Вы с ним сближаетесь. С уважением Сергей.

22 Марта 2002 19:48 — Нина Сибирякова — Оттава, Канада
Дорогой Юрий!Cпасибо за Ваши песни и стихи от меня, моего сына-подростка и его друзей.Они учат их помнить и любить свою Родину и расти честными и порядочными людьми.Приезжайте к нам с концертами ещё.Дай вам бог сил и здоровья!

22 Марта 2002 18:08 — Анжела Зухба — Ростов на Дону
Уважаемый Юрий, занимаетесь ли вы живописью, как когда-то мечтала ваша мама. Спасибо.

22 Марта 2002 17:27 — Сергей Хороших — Екатеринбург
Добрый вечер уважаемый Юрий Юлианович!! Прежде всего,спасибо большое за то, что Вы есть,за Ваши мысли,стихи и песни, в которых ни когда не приходится сомневаться они всегда были и будут честными добрыми и душевными. Вы один из немногих в кого можно верить! Скажите, пожалуйста, когда вы играли роль бомжа-философа в фильме "Вовочка", на сколько было трудно для Вас вжиться в эту роль и что Вы почувствовали,когда на время стали бомжем свободу или тупик?

22 Марта 2002 16:16 — Сергей Зотов — Пермь
Что побудило написать песню "Новое сердце"

22 Марта 2002 15:47 — Илья Иванов — Санкт-Петербург
Считаете ли Вы что культурная жизнь Петербурга намного беднее и неинтересней московской?

22 Марта 2002 21:46 — Антон Алексеев — Москва
1)Что вы думаете по поводу дискредитации Российской сборной на олимпиаде в Salt — Lake City? 2)Когда выйдет ваш альбом и когда состоится концерт в Москве? Спасибо!

22 Марта 2002 20:35 — Сергей Закусило — Торонто, Канада
У вас есть замечательная песня "Пречувствие гражданской войны". А как с этим самым предчувствием сейчас? что по этой части Вы ощущаете сегодня?

22 Марта 2002 20:33 — Борис Робинько — Конотоп
Как Вы относитесь к понятию "гуру" в отечественной рок-музыке. Ведь многие именно Вас и БГ считают "гуру". И вообще, когда у Вас включается тормоз самоиронии?

22 Марта 2002 20:25 — Кристина Глесснер — Оксфорд/Лондон
Планируете ли Вы гастрол в Англию? А то мы будем очень рад вас видеть!

22 Марта 2002 19:53 — Сергей Синицын — Санкт-Петербург
Уважаемый Юрий- как Вам нравится романс в Вашем исполнении "Гори,гори..." Не могли бы Вы пропогандировать русский романс молодежи? Как Вы относитесь к Высоцкому- по-моему с каждой Вашей новой песней все больше Вы с ним сближаетесь. С уважением Сергей.

22 Марта 2002 19:48 — Нина Сибирякова — Оттава, Канада
Дорогой Юрий! Cпасибо за Ваши песни и стихи от меня, моего сына-подростка и его друзей.Они учат их помнить и любить свою Родину и расти честными и порядочными людьми.Приезжайте к нам с концертами еще.Дай вам бог сил и здоровья!

22 Марта 2002 18:08 — Анжела Зухба — Ростов на Дону
Уважаемый Юрий, занимаетесь ли вы живописью, как когда-то мечтала ваша мама. Спасибо.

22 Марта 2002 17:27 — Сергей Хороших — Екатеринбург
Добрый вечер уважаемый Юрий Юлианович!! Прежде всего,спасибо большое за то, что Вы есть,за Ваши мысли, стихи и песни, в которых ни когда не приходится сомневаться они всегда были и будут честными добрыми и душевными. Вы один из немногих в кого можно верить! Скажите, пожалуйста, когда вы играли роль бомжа-философа в фильме "Вовочка", на сколько было трудно для Вас вжиться в эту роль и что Вы почувствовали, когда на время стали бомжем свободу или тупик?

22 Марта 2002 16:16 — Сергей Зотов — Пермь
Что побудило написать песню "Новое сердце"

22 Марта 2002 15:47 — Илья Иванов — Санкт-Петербург
Считаете ли Вы что культурная жизнь Петербурга намного беднее и неинтересней московской?

22 Марта 2002 14:03 — Ольга Николаевна — Москва
Очень люблю все Ваши работы. Желаю успехов еще много-много лет. Спасибо от всей нашей семьи.

22 Марта 2002 12:38 — Владимир Титов — Волгоград
Как Юрий Юлианович относится (положительно или отрицательно) к тому, что, когда меня спрашивают о позиции "Яблока" по национальному вопросу, я отвечаю: "Послушайте песню ДДТ "Россияне" (бонус на диске "Мир номер ноль) и вам все станет ясно". Я это песню называю гимном "Яблока по национальному вопросу. Владимир Титов, зам. председателя Волгоградского "Яблока"

22 Марта 2002 10:20 — Ген. Паринов — Можайск
Прежде всего спасибо за Вашу творчество. Не пропускаю Ваши концерты и покупаю все диск. Очень хотелось послужать ДДТ в прямом эфире ТВ6, в передаче "Земля-воздух". Вопрос, возможно ли Ваше выступление в упомянутой передаче (если, конечно ТВ6 вернется в эфир). Как вы относитесь к команде журналистов экс-НТВ, экс-ТВ6. Можете ли оказать им моральную поддержку?

22 Марта 2002 09:16 — Игорь Цуриков — Обнинск
Уважаемый Юрий! Что вы думаете про нескончаемую чеченскую войну, ситуацию с телеканалами? Спасибо за ваши песни от меня и моей жены!!!

22 Марта 2002 04:18 — Александр Воронцов — Москва
Это не вопрос, а пожелание — Юрик, родной, живи долго! Твори, Ты хороший! Дай Бог Тебе сил!


© 1996-2022 Мир ДДТ